Читайте подробнее…
Мы с готовностью ответим на эти и подобные вопросы:
- В школу с пяти лет?..Факторы риска
- О детских страхах
- Психосексуальное развитие ребенка
- Возрастные кризисы: коротко о главном
- Кризис семи лет
- Подростковый кризис
В школу с пяти лет?.. Факторы риска
Сегодня идут горячие споры на тему раннего развития детей. Должен ли дошкольник к первому классу читать, считать и писать? Какую обучающую программу выбрать для подготовки к школе? Психологи обсуждают преимущества и недостатки раннего обучения и на основе результатов исследований делают такие выводы: если дошкольные программы предоставляют детям достаточно времени для игры и формирования социальных навыков, они могут помочь им развивать социальную компетентность, коммуникативность, осваивать правила и повседневные обязанности, сглаживающие переход от индивидуального обучения дома к групповому обучению в начальных классах.
Данные, полученные Д. Шаффером при проведении исследований с детьми в возрасте от 3 до 6 лет в детских садах, ориентированных на обучение, показали, что определенный прогресс в школьных навыках (знание букв, чтение) часто утрачивается к концу посещения ребенком детского сада. Более того, дети, осваивающие подобные высоко структурированные и ориентированные на обучение программы, оказались менее творческими, более напряженными и тревожными при выполнении тестов. Они меньше гордились своими успехами и были меньше уверены в будущих достижениях. В целом они выказывали меньше интереса к обучению и положительного отношения к школе, чем дети, посещавшие детский сад с программой, ориентированной на ребенка, где обучение было более гибким, открытым для изменений и основанным на самостоятельном выборе материала. Таким образом, фактически подтвердилась опасность чрезмерного акцентирования освоения учебного материала в дошкольном возрасте.
Однако дошкольные программы, ориентированные на ребенка, предлагающие «здоровую смесь» игры и обучения, организующие самостоятельное открытие материала детьми, оказались очень полезными.
Авдеева Н.Н., психолог, профессор кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования
О детских страхах
Часть I
Легко быть смелым, когда это не твои страхи.
В детстве дети часто прибегают к родителям со словами: «я не могу уснуть», «мне страшно», «не выключай свет». Что обычно делают в ответ родители? Отмахиваются: «прекрати ерунду говорить», «не выдумывай», «дома нечего бояться». Стыдят: «тебе уже девять лет, а ты все как маленький боишься», «ты же уже взрослая, как не стыдно бояться!», «ты же будущий мужчина». Раздражаются: «в твоем возрасте дети давно спят одни», «опять ты ноешь, вечно ты чего-то боишься». Недоумевают: «разве нормально в одиннадцать лет бояться темноты?», «почему мой ребенок всего боится?», «что же нам сделать, чтобы он перестал бояться?».
Страх темноты – распространённый, но далеко не единственный. В разном возрасте дети боятся разного: разлуки с родителями (особенно с матерью), медицинских манипуляций, животных и насекомых, огня, войны, страшных снов, монстров и чудовищ, одиночества, незащищенности, смерти, наказаний, собственной непривлекательности. Чтобы понять, как помочь ребенку, давайте разберемся, что такое страх и откуда он берется.
Про страх
Страх — это одна из самых древних эмоций, которая предостерегает человека от многих опасностей и угроз. То есть само по себе чувство страха — абсолютно нормально. А страхи, которые испытывают практически все дети в определенном возрасте, не просто нормальны, но даже необходимы для развития ребенка. Преодолевая их, ребенок становится более сильным и зрелым. Такие страхи называются нормативными или возрастными.
Итак, страх – это эмоция. А доводы рассудка мало помогают в борьбе с эмоциями. Так что фразами «это не больно», «нет тут никаких чудовищ», «как тебе не стыдно» вы не поможете ребенку преодолеть страх. Такая реакция взрослых показывает ребенку, что его чувства не важны, не имеют значения или не правильны. Эмоция загоняется вглубь психики ребенка и, если не дать ей выход, она может усиливаться или проявляться другими различными симптомами.
Причина страхов
Основная причина детских страхов в том, что ребенок уже многое видит и знает, но еще далеко не все понимает и, вообще, способен понять.
Дети внушаемы, податливы к непроизвольному психическому влиянию. Постепенно перед ребенком открывается все больше новой информации, к которой в силу возраста он еще не может относиться критично. Рационального мышления еще нет, а есть эмоции — яркие, сильные, интенсивные. Очень хорошо развито воображение, и при этом бурные детские фантазии еще не сдерживаются реальными представлениями о мире. У детей до 11-12 лет все реально, следовательно, их страхи также носят реальный характер. Недаром считается, что «Самое страшное мистическое путешествие в жизни — это когда маленький ночью идешь в туалет».
Пик впечатлительности и внушаемости приходится на десятилетний возраст — последний наивный период нашей жизни. Дальше, по мере окончательного созревания мозга, все больше будет давать о себе знать левое полушарие с его критичностью и анализом.
Нельзя убрать страх совсем. Смысл не в том, чтобы стать бесстрашным. Это невозможно и не нужно. Смысл в том, чтобы его облегчить и научиться контролировать. Что для этого можно сделать? Начнем с самого простого:
— Принять страх
Необходимо выслушать ребенка, позволить ребенку выразить свои страхи или другие чувства, которые его угнетают. Важно принять эти чувства, не отрицая, не высмеивая и не обесценивая их. Просто будьте рядом. Признайте страх, сказав, что вы понимаете ребенка, что все дети боятся и это нормально. При этом не надо соглашаться, что вы тоже видите чудовище. Можете рассказать, как вы тоже в детстве чего-то боялись.
Правильно: Тебе страшно, я понимаю. Я рядом. Если будет больно – мы помажем, подуем.
Неправильно: Нечего бояться, Нет тут чудовища, Уколы – это не больно.
Римский философ Луций Анней Сенека считал, что «Если хочешь ничего не бояться, помни, что бояться можно всего».
В первой части мы рассказали откуда берутся детские страхи, и что работа по преодолению страха начинается с его принятия. Это самое простое, чем мы можем помочь детям. И если вас не пугают гробы, чудовища, саблезубые тигры, змеи и уколы, в вас достаточно смелости идти дальше, читайте вторую часть.
Цымбал Елена, психолог-консультант «Осинок-Апельсинок»
О детских страхах
Часть II
Как преодолеть и облегчить детские страхи.
В первой части мы рассказали откуда берутся детские страхи, и что работа по преодолению страха начинается с его принятия. Это самое простое, чем мы можем помочь детям. И если в вас достаточно смелости идти дальше, давайте продолжим.
Как еще преодолеть и облегчить детские страхи.
-Разделить страх
Любой страх кажется куда менее страшным, если ребенку есть, с кем его разделить.
Ребенок жалуется, что боится темноты – спросите, как сильно он боится? Спросите, сможет ли он и вас научить так сильно бояться?
Покажите ребенку, что вам интересно то, чего он боится. Под кроватью прячется кровавый вампир? Интересно, давно хотел посмотреть на вампиров, расскажи, как он выглядит?
— Исследовать страх
Это нормально, что человека пугает неизвестное. Незнание включает воображение. Как только неизвестное становится знакомым, страх перед неизвестным отступает, и чувствуется облегчение.
Если ребенок боится темноты, исследуйте ее. Обратитесь к интересным фактам о темноте. Почитайте про животных, ведущих ночной образ жизни: как они видят в темноте, как общаются, строят дома. Посидите с ребенком в темноте и посмотрите, какие есть в комнате тени или силуэты, как знакомые вещи выглядят при свете и в темноте. Устройте театр теней. Играйте в «жмурки», «кот и мыши» (в темноте -кот спит, мыши бегают; свет включается – кот ловит мышей).
Читайте и смотрите мультфильмы про насекомых, если ребенок боится насекомых.
Ребенок боится врачей? Опишите честно и подробно, что будет происходить в медицинском кабинете. Расскажите, как вам или вашим знакомым делали такую же процедуру, как вы боялись и терпели.
— Подключить фантазию
Можно придумать сказку, где главный герой – ребенок или зверек, который испытывает похожие сложности: боится остаться один, боится привидений, монстров, врачей, насекомых, и т.д.. Придумайте, как этот герой будет справляться с трудностями, решать проблемы, на что он может опереться, кто или что ему может помочь и т.д. Используйте в сказке те решения, которые доступны для применения вашему ребенку (известные ему волшебники, любимые герои сказок, которые пришли на помощь).
— Обсуждать страх
Не надо прятать никакие страхи, боясь о них заговорить. Наоборот, говорить о них можно и нужно. В том числе для более быстрого и бесследного проживания.
Пусть ребенок подробно расскажет от том, чего он боится и как он этого боится, что он чувствует, когда боится, какого цвета его страх, какого размера, формы, чем он пахнет и как звучит, в каком месте тела он «засел» и как он там ощущается (жар, холод, дрожь).
— Визуализировать страх
Можно попробовать его нарисовать или вылепить. Если ребенок боится или отказывается рисовать, начните сами рисовать его страх, и спросите, похоже ли у вас получается, или попросите его подсказать, какого цвета, размера, ширины, и так далее. Потом можно вводить в рисунок ребенка (например, как он побеждает монстра, или подружился с вампиром), можно даже предложить ребенку самому стать страхом. Полезно будет пофантазировать, есть ли у этого страха папа и мама, или дети, поговорить от его имени, спросить, чего же он хочет и зачем приходит. Можно спросить у ребенка, чтобы он хотел с этим сделать?
Вы растерялись или даже испугались от того, что говорит или рисует ребенок, и из Вас рвутся фразы «что за ерунда», постарайтесь сдержаться и просто спокойно слушайте. А заодно задумайтесь, не боитесь ли вы и сами чего-то похожего? И тогда тоже берите карандаши и рисуйте вместе.
— Поддержать достижения
Напоминайте ребенку, что он уже многое в себе преодолел, что раньше он трусил гораздо больше. Отмечайте любую, даже самую незначительную победу.
И напоследок, чего нельзя делать:
Пугать и шантажировать ребенка «не будешь спать — тебя заберет чудище», «если откроешь глаза — придет Баба-яга», «не будешь слушаться — сдадим тебя в приют», «не перестанешь так делать – мы все уйдем, и останешься один», «не будешь есть – отведем на укол» и т.д
Как ни странно, но многие страхи детей порождены семьей и, более того, ею же и поддерживаются.
Цымбал Елена, психолог-консультант «Осинок-Апельсинок»
Правда и мифы о психосексуальном развитии ребенка
Часть 1
Заблуждаются не потому, что не знают, а потому, что думают, что знают.
Жан Жак Руссо
Тема полового воспитания детей, их сексуального развития полна мифов и заблуждений. Так как эта тема мало озвучена в книгах по воспитанию и на популярных сайтах для родителей, мы вместе с Вами будем постепенно открывать, что является правдой, а что мифом.
МИФ 1. Когда младенец трогает себя за пенис — это мастурбация, как у взрослого.
МИФ 2. Часто родители высказывают опасения, что маленький мальчик так тянет себя за пенис, что кажется, что он его оторвет и причинит себе боль или навредит себе.
МИФ 3. Прикосновение к своим гениталиям может стать привычкой, и ребенок вырастет с сексуальными отклонениями (извращенцем).
Маленькие дети, чаще всего в возрасте от 3-4 месяцев до 1-2 лет, исследуют свое тело: трогают свои пальчики на ногах и руках, засовывают их в рот, щиплют различные части тела. Конечно, в этом ощупывании себя мальчики находят и самую выступающую часть своего тела — пенис. Эти действия ребенка не являются истинной мастурбацией, это исследовательские или привычные ощупывания своих гениталий. Чтобы хорошо владеть своим телом, надо научиться воспринимать сигналы от него, а также четко понимать, где у тебя нога, где рука, где рот и нос, а где живот, какие от этих частей тела ощущения. Гениталии точно такая же часть тела, как и любая другая. Это исследование невозможно без стимуляции этих ощущений: через прикосновения родителей, ласку, через соприкосновения с различными поверхностями, через движение и через собственные прикосновения.
Ребенок, исследуя себя, прикасаясь к себе, находит и те зоны, которые наиболее чувствительны, где больше всего нервных окончаний. Например, таким органом является пенис. Сначала ребенок случайно задевает свои половые органы и тут же получает ощущение. Он пока не знает приятно это или нет, но ощущение обычно сильное и сигнал в мозг от этого прикосновения приходит очень быстро. Именно поэтому возможно закрепление такой самостимуляции.
Важно то, что за этим действиями ребенка, нет сексуального подтекста. Это мы, взрослые, исходя из своего взрослого опыта, приписываем действиям малыша сексуальное значение. Для ребенка же это такие же ощущения, как и от других частей тела. И если ребенок трогает свои гениталии, то он не вырастет извращенцем (как его папа, который бросил нас с ребенком или дядя Петя из соседней квартиры).
Эрекция младенца, которую часто можно наблюдать, это не эрекция и не возбуждение взрослого мужчины. Такая эрекция есть даже у только, что родившегося мальчика. Часто она связана с наполнением мочевого пузыря или кишечника, реакцией на температуру внешней среды или как рефлекс на раздражение гениталий.
Также ребенок точно не оторвет себе свой пенис, хотя со стороны выглядит, как будто он именно это и делает. Много ли Вы видели людей, которые тянули себя за руку или ногу и оторвали ее? Ребенок даже, когда очень цепко и сильно хватает себя за пенис, не причиняет себе болезненных ощущений. Когда нам больно, мы отдергиваем руку, пытаемся избежать боли — это врожденный рефлекс, а не продолжаем болезненные действия. Но если родители не соблюдают гигиену ребенка: не стригут ногти или руки ребенка очень грязные (он ползал по грязи, по земле), то он может поцарапать пенис или занести инфекцию. Также, если у ребенка есть раздражение, воспаление на половых органах или его плохо подмывают, то это будет дополнительной стимуляцией к тому, чтобы руки ребенка тянулись к половым органам. Когда что-то чешется, зудит, естественной реакцией будет это почесать, что приносит приятные ощущения и закрепляет поведение.
Как же реагировать на такое поведение ребенка? Если Вы видите, что ребенок часто прикасается к своим половым органам, дергает их, то в первую очередь отнеситесь к этому спокойно. Психика ребенка в этом возрасте очень пластична и отношение к своему телу формируется через отношение к телу ребенка родителей. Ругань, битье по рукам, жесткое пеленание, вскрикивание и ужасание формирует у ребенка представление о том, что с его телом или частью тела что-то не так. Это еще неосознанное представление и тем оно глубже. Лучше всего будет реагировать спокойно, отвлечь ребенка на игру, надеть штанишки, чтобы лишний раз гениталии не попадались под руку. Посмотрите, возможно, ребенка просто надо подмыть. И, конечно, прикасаться к ребенку, гладить его (в меру), брать на руки, играть — это главный фактор того, что ребенок не будет искать самостимуляции.
Тема полового воспитания детей обширна и в каждом возрасте возникают свои проблемы и вопросы. Мы продолжим с Вами разбирать мифы, и следующая часть будет касаться детей в возрасте 2-5 лет.
Бакалейник Элина, психолог-консультант «Осинок-Апельсинок»
Возрастные кризисы: коротко о главном
В своей работе я часто сталкиваюсь с проблемами возрастных кризисов у детей. Как правило ко мне обращается испуганный родитель и жалуется, что ребёнок стал неуправляемый, его поведение кардинально изменилось, я не знаю, что с ним делать. Действительно такие изменения могут пугать, особенно неподготовленных родителей. Давайте попробуем разобраться, что же такое кризис и зачем он нам нужен, вернее не нам, а ребёнку. Кризис – это резкий перелом в чем-то, своеобразный поворотный момент. В китайском языке слово, обозначающее кризис, состоит из двух иероглифов, означающих «опасность» и «возможность». Какие же опасности несёт в себе каждый кризисный возраст и какие возможности он даёт малышу? Кризисы у детей проявляются примерно в одинаковом возрасте, психологи выделяют следующие периоды:
— кризис новорожденности
— кризис 1 года
— кризис 3 лет
— кризис 7 лет
— пубертатный период
— кризис 17 лет.
Итак, малыш появляется на свет, он начинает знакомство с окружающим миром, в котором все незнакомо и ново. В этот период очень важно, чтобы с ребенком постоянно находился близкий человек, который реагирует на все потребности младенца, удовлетворяет их и позволяет почувствовать себя в безопасности. Это своеобразный фундамент для дальнейшего благополучного развития малыша.
Проходит год, и малыш становится более крепким и приобретает новые навыки – ползанье и ходьба. Это даёт ему новые ощущения, он как бы отделяется от мамы, активно изучает все вокруг. Конечно, тут не избежать конфликта, ребёнок остро реагирует на запреты и ограничения. В этот период не стоит сильно ограничивать исследовательскую деятельность, важно правильно ее направлять и переключать.
Следующий кризис наступает в три года. Но более правильно говорить о периоде между двумя и тремя годами. Этот кризис можно охарактеризовать фразой «Я сам!». Малыш становится похожим на маленького деспота, который демонстрирует во всей красе упрямство, своеволие, строптивость и негативизм. Считается, что это способствует зарождению потребности в уважении и признании. Для родителей начинается период серьёзных испытаний. Надо найти ту тонкую грань между запретами и свободой, которая поможет спокойно пережить этот период. Малышу необходимы любовь и поддержка, следует исключить агрессию в наказаниях.
Кризис семи лет наступает в период с шести до восьми лет. Кризис чаще всего совпадает с началом школьного обучения и сопровождается изменениями в психике, личности ребёнка и его отношениями с окружающим миром. Если до этого у ребенка основным видом деятельности была игра, то теперь это учеба. Меняется образ жизни ребенка, требования, которые предъявляются к нему. Все это сопровождается изменениями в коре головного мозга, активно развиваются зоны, которые отвечают за произвольность действий, то есть за контроль, планирование и прогнозирование. В то же время процессы возбуждения и торможения не стабильны и контролируются с трудом. Именно поэтому в период шести-семи лет детям характерна гиперактивность, непоседливость, эмоциональная нестабильность, дети любят кривляться и манерничать. Столкнувшись с огромным количеством новых обязанностей, ребёнок нервно реагирует на любые требования и долженствования. Тут главное не паниковать. Старайтесь прислушиваться к ребенку, чаще спрашивайте его совета, выслушивайте его страхи и сомнения. Обязательно следуйте режиму дня, который позволит ребенку лучше себя чувствовать и не переутомляться. И опять же не забываем про любовь и поддержку.
Кризис подросткового возраста. Этот кризис чем-то похож на кризис трех лет. Фраза «Я сам» звучит так же громко, но немного в другом смысле. Это тоже борьба ребенка за свою свободу. Прекрасно, если эта борьба происходит в безопасных условиях и не принимает крайних форм. Этот период можно рассматривать как переход от детства к взрослости. Этот переход может сопровождаться эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения. Неустойчивость может смениться безразличием, отсутствием желания что-то делать, замкнутостью. Подросток не может контролировать свои эмоции, так как огромное влияние оказывает гормональный фон, который стремительно меняется. Отношения с родителями, как правило в этом возрасте становятся сложными – появляется отчуждение, демонстративное поведение, грубость, скандалы, отстаивание своей позиции. Да, да, бедные родители, я прекрасно понимаю, как сложно пережить этот период. Без огромного терпения, бесконечной любви и полного принятия будет очень сложно пройти этот кризис. Важно искать компромиссы в конфликтных ситуациях, не поддаваться на провокации подростка, сохранять спокойствие и уравновешенность, необходимо искренне интересоваться жизнью ребёнка, проявлять доверие, поощрять самостоятельность и ответственность. И не забывайте, что это все тот-же малыш, который вот-вот станет взрослым, но ему все так же нужна ваша любовь и поддержка.
Последний кризис возникает в юношеском возрасте. Он напрямую связан с самоопределением и формированием внутренней позиции взрослого. В этот период важно перейти из психологического статуса подростка в статус взрослого человека. Это непростая задача. В этот период складывается система взглядов на мир и на своё место в нем. Родители в этот период должны поддержать молодого человека в его поисках своего места в жизни, но при этом не навязывать свою точку зрения. Это время отделения от родительской семьи и начала самостоятельной жизни.
Да, непросто приходится родителям. Ни минуты передышки. Один кризис переходит в другой. А если ещё в семье несколько детей, то только один из детей преодолел кризис, как другой уже в него входит. Важно помнить, как бы тяжело не было родителю в моменты кризиса – эти моменты жизненно необходимы ребёнку. Каждый раз происходит переход на новый уровень, полученные навыки, знания и умения формируют личность ребёнка. В эти периоды надо быть рядом с ребёнком и помогать сделать этот очередной переход. Не нужно бояться кризиса, а необходимо с самого рождения говорить ребёнку, что вы его любите, принимать его таким как он есть, терпимо относится к неудачам. Все это поможет малышу вырасти и стать самостоятельным, уверенным в себе человеком. В ситуациях, когда кажется, что контроль потерян полезно бывает обратиться к специалисту, который обязательно поможет найти выход из тупика.
Табакова Анна, психолог-консультант «Осинок-Апельсинок»
Кризис семи лет: откуда что берется?
Возрастной кризис. Наверное, каждый родитель рано или поздно сталкивается с этой фразой. И совершенно точно – с тем, что имеется ввиду под этим понятием. «Всё было хорошо, а потом ребёнка как подменили!.. Ничего не хочет, капризничает, скандалит, невозможно с ним договориться…» – так обычно звучат жалобы родителей в кризисный период развития ребёнка.
В чём же дело? Как ни странно, кризисные периоды – такая же необходимая часть процесса развития, как и стабильные, когда, с точки зрения родителя, всё идёт по плану. Во время кризиса происходит ломка привычного уклада жизни. Привычные способы поведения и познания мира временно сходят на нет, чтобы освободить место для развития новых свойств психики, ведь развитие невозможно без изменений! Задача родителей – помочь ребёнку освоиться и повзрослеть. В кризисный период ему важнее всего чувствовать, что его любят и готовы помочь справиться с новыми, пока ещё непонятными трудностями.
Кризис семи лет часто сопутствует поступлению в школу, у ребёнка появляется способность контролировать свои поступки, делать что-то по заданному образцу, осознанно ставить перед собой цель и делать усилия, чтобы достичь её. Между «хочу!» и «сейчас сделаю это!» вклинивается понимание, какой смысл поступок будет иметь для самого ребёнка, а также то, как его действия оценят окружающие. Правила становятся частью внутренней жизни ребёнка и действуют уже не как внешние стимулы, а как внутренние ограничения и побуждения. Именно наметившаяся способность проявить волю, управлять собой – главный признак готовности к школе, и об этом ни в коем случае не стоит забывать. Важно задавать ребёнку чёткие границы: что можно и чего нельзя делать (если их нет, то наступает вседозволенность – или, хуже того, тревожность, потому что непонятно: как же надо поступать и чего вообще ожидать от этого мира). Также нужно расширять круг как его прав, так и обязанностей, которые ребёнок теперь может выполнять самостоятельно – так он почувствует себя более взрослым.
Кризис семи лет можно сравнить с превращением гусеницы в куколку. Усвоенные правила, ограничения, нормы становятся частью личности ребёнка и позволяют ему жить в обществе, соблюдая их; теряя непосредственность, которая свойственна малышам-дошкольникам, он может стать угловатым, странным – как бы прячется в куколку. Теперь у него появляется внутренняя жизнь, недоступная постороннему взгляду.
Но развитие не прекращается. Постепенно ребёнок набирается жизненного опыта, приобретает учебные и житейские навыки. И спустя годы куколка даёт трещину, чтобы из неё смогла выбраться бабочка.
Малютина Анастасия, психолог-консультант «Осинок-Апельсинок»
Мне подменили ребенка! Подростковый кризис
Не успели родители отдышаться, помочь наладить ребёнку учёбу, развить мотивацию, научить контролировать свои эмоции и выполнять обещания, привили навыки самостоятельности, как оказались один на один с подростком в пубертатном периоде. Давайте посмотрим, что происходит с ребёнком в этот момент? Если прежде ребёнок осваивал учебную деятельность, учился приспосабливаться к социальным нормам и правилам, то подростковый возраст – период поиска ответа на вопрос: «Кто же я на самом деле?»
Подросток активно подвергает сомнению «всё, что говорят предки»: усвоенные ранее нормы и ценностные ориентиры, бывшие оболочкой куколки (см. статью Кризис семи лет: откуда что берется?).
Самой важной частью жизни человека в четырнадцать становится общение со сверстниками. Причисляя себя к компании, подросток усваивает её ценности, практикует «ритуалы», которые свидетельствуют об его принадлежности к этой группе. Со временем он сможет перерасти это, но сейчас ему важнее пережить чувство общности, соотнести себя с такими же, как и он. Часть подростков по тем или иным причинам оказываются изгоями и, как правило, тяжело переживают такое положение среди сверстников, хотя некоторые стараются «быть выше этого» и ищут себя в творчестве или иных занятиях.
Дополнительный драматизм кризисному периоду четырнадцати лет придаёт гормональная перестройка организма. Меняется тело подростка, ему не всегда легко привыкнуть к переменам в собственном внешнем виде, к новым состояниям и эмоциям, которые приносит с собой половое созревание. Чтобы освоиться в качестве взрослеющего юноши или девушки, подростку требуется много времени и усилий и поддержка близких взрослых, как эмоциональная, так и информационная: понимание того, что происходит с телом, и нормализация этих явлений снижают тревожность подростка и способствуют принятию себя.
Подросток хочет чувствовать себя взрослым, значимым. Важно дать ему это, чтобы он не увлёкся копированием внешних признаков взрослого человека: манера одеваться и общаться, употребление алкоголя, курение и т.п. Родителям важно действовать по схеме общения предыдущих кризисов, с учётом особенностей, описанных выше: постепенно расширять зону ответственности подростка, предлагать ему более взрослые обязанности и не забывать наделять правами.
Конечно же, подростковый период непрост – но и бабочке нужно дать совершить усилия, чтобы, когда она будет выбираться из кокона, крылья смогли расправиться как следует и унести её во взрослую жизнь.
Малютина Анастасия, психолог-консультант «Осинок-Апельсинок»