Читайте подробнее…
Мы с готовностью ответим на эти и подобные вопросы:
- Пищевое поведение. Откуда берутся нарушения?
- Подростки и сон
- Особенны ли недоношенные дети?
- Как помочь детям с ОВЗ?
- Не отстает ли мой ребенок в развитии?
- Беременность подростка
Пищевое поведение
Часть I
Откуда берутся пищевые нарушения?
Многое меняется в этом мире, но человечество по-прежнему волнуют вопросы пропитания населения. Одни страны борются с голодом, другие — с эпидемией ожирения. Наши соотечественники за последние 100 лет прошли и голод, сопровождающийся самыми трагическими последствиями, и дефицит с ограничением в разнообразии продуктов, и засилье ненатуральной, некачественной пищи в магазинах и точках питания. Казалось бы, при наличии выбора у большинства людей не может быть никаких нарушений пищевого поведения. Но мы видим вокруг себя детей еще дошкольного возраста с лишним весом, которых заботливые мамы и бабушки спешат «утешить» аппетитной выпечкой и любимыми «вкусняшками», не задумываясь о последствиях для здоровья любимых чад. То и дело слышим истории об анорексичных подростках, которые постепенно сокращают употребление пищи до критически минимального, ощущающих эйфорию от уменьшения цифр на весах и расстраивающихся искаженному отражению в зеркале при виде там, якобы, еще недостаточно стройной фигуры, и продолжают испытывать свой организм на прочность. А еще есть то, что не видят даже самые близкие людей, страдающих пищевыми расстройствами. Возможно, в вашем доме живет девочка, болеющая нервной булимией, которая, приходя из школы, ежедневно объедается не самой полезной едой до отвращения и рвоты, не подозревая, что желудочный сок необратимо разрушает зубы и другие органы пищеварения. Нас даже не беспокоит юноша, усиленно занимающийся накачиванием мышц, изучающий добавки для ускоренного их роста и употребляющий только ограниченный круг продуктов, создающий дефицит организму и его функциям. Почему это происходит с нами и нашими детьми? Почему мы так по-разному относимся к пище? Почему это происходит не со всеми детьми и подростками? Какова роль родителей в этих историях? Как мы, взрослые, можем повлиять на адекватность отношения к питанию наших детей и родных?
Вопросы можно объединить в два классических: «Кто виноват?» и «Что делать?» Но, несмотря на их прямолинейность и однозначность, ответ может получить каждый для себя только свой — индивидуальный.
Кто виноват?
Думаю, все согласятся с утверждением о том, что причина комплексна. Для того, чтобы произошло какое-либо событие, необходимы несколько условий: предрасположенность (задатки), причина (ситуация) и пусковой механизм (повод).
Предрасположенностью к возникновению нарушений пищевого поведения считаются физиологические причины. Т.е. изначально у некоторых людей проблемы метаболизма могут приводить к расстройству приема пищи. Эта гипотеза для многих из нас очень приятна, потому что позволяет снять ответственность с самого себя за происходящее. Но многочисленные исследования показали, что не у всех людей, у которых существует данная физиологическая проблема, есть нарушения пищевого поведения. Наличие физиологической предрасположенности включает человека в группу риска, но при отсутствии других причин, скорее всего, не приведет к перееданию, анорексии или булимии.
Вторая группа причин нарушений пищевого поведения – личностные (психологические). Эти причины берут свое начало с самого рождения человека. Большинство матерей отказывают младенцу в способности испытывать глубокие эмоции и считают, что в первые дни и недели жизни ребенок только может хотеть есть и спать. Поэтому любые проявления недовольства малыша расцениваются и удовлетворяются соответствующе — прикладыванием к груди и кормлением. Успокоение ребенка убеждает женщину в правоте своих действий и приносит ей убеждение в том, что она хорошая мать, способная легко успокоить малыша. Часто младенец испытывает только желание близости и, вероятнее всего, успокоился бы просто прильнув к материнской груди, но гиперзаботливая мать в первую очередь считает обязательным накормить ребенка, поэтому часто приходится слышать беспокойство и недовольство таких женщин тем, что ребенок не активно или не достаточно сосет грудь (такой лентяй!). Таким образом, когда младенцу нужна близость матери, он получает вместе с этим и еду. При таком подходе постепенно еду младенец начинает понимать как любовь.
В дальнейшем взрослые только подкрепляют эти механизмы. Маленького ребенка можно удержать в театре или цирке продолжительное время, (когда ему не очень интересно), если подкармливать его сладостями. Так происходит неосознанное приучение ребенка заедать неприятные моменты в жизни и игнорирование его чувств. Ребенок, родители которого не дают возможности выбора даже в еде, ее количестве и времени приема, скорее всего не дают выбора и в других сферах жизни. Кажется, что мы имеем на это право, потому что у нас больше жизненного опыта, потому что нам так спокойнее, потому что мы хотим самого лучшего своим детям и не можем им навредить. Но не прислушиваясь к чувствам и желаниям своего ребенка, а только реализовывая свои убеждения и представления о воспитании, мы не даем ребенку достаточной информации о его принятии. Мы готовы работать на трёх работах для благополучия наших детей, планировать их будущее на двадцать лет вперед, критиковать, приучать, «делать человека», возлагать надежды, но не задумываемся, что ребенку нужно прямо сейчас для того, чтобы он сам смог реализовать свои мечты в дальнейшем. А ему нужны мамины глаза, полные любви, ее время, чтобы поиграть или поговорить, папина поддержка и помощь в установке взаимоотношений с окружающими и их неподдельное счастье родительства, которое они испытывают благодаря тому, что у них он есть. Все это формирует представление о себе, своей значимости, своих желаниях, стремлениях, целях, создает благоприятную обстановку для формирования адекватной самооценки. Если же родители сами не имеют устойчивой жизненной позиции, зависимы от мнения окружающих, если травмирующие и сложные семейные ситуации воспринимаются через убеждение «главное, что об этом подумают люди», то им сложно будет воспитать в ребенке независимость и самодостаточность. Зависимость от чужой похвалы может сформировать наиболее простой путь ее получения- это за съеденную пищу. Механизм «еда-похвала-удовольствие» быстро закрепляется и в дальнейшем работает без среднего звена, особенно в сложных ситуациях и кризисных периодах.
В переходном возрасте подросток находится в противоречии с самим собой, своими потребностями, желаниями, чувствами. Эмоциональная неопределенность, связанная с гормональными изменениями и невозможность разобраться в разнообразии сильных и новых чувств происходят из-за игнорирования или обесценивания их проявлений в семье. Неумение строить отношения с разными людьми из-за отсутствия опыта в принятии решений в своей жизни по причине родительской гиперопеки, обрекают подростка на глубокий внутренний конфликт и одиночество. В этом возрасте еда становится самым доступным способом контроля в своей жизни или замены удовольствия.
Третья группа причин — социальные. Их роль нельзя недооценивать, но регулировать уровень их воздействия возможно. Социально закрепленный стереотип -быть худым-значит, быть красивым, успешным, здоровым имеет место быть. При этом с экранов телевизора не сходит привлекающая реклама продуктов, которые не приносят пользу организму. Тем ни менее, социальные стереотипы и агрессивная реклама действуют ни на всех людей в обществе, а скорее, могут сыграть роль запускающего механизма пищевого расстройства при наличии причин психологических и физиологических. Услышанное критическое замечание по поводу внешности девочки-подростка может вызвать нарушение пищевого поведения в том случае, если у ребенка низкая самооценка, сформированная родительской гиперопекой и обесцениванием ее как личности.
Как же быть? Как уберечь себя и своих близких от негативных воздействий маркетинговых уловок, как не стать заложником стадных чувств? Как научить ребенка быть счастливым и уверенным в себе, как превратить физиологические предрасположенности в яркую индивидуальность и уникальную особенность? Ответы на эти вопросы вы узнаете во второй части статьи.
Акименко Светлана, психолог
ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Часть II
Как накормить ребенка и не сделать его зависимым
Теоретически можно воздействовать на физиологические процессы и социальные стереотипы, но это по своим затратам дорого и долго. А ребенок уже растет сейчас или скоро родится, или вы уже замечаете тревожные симптомы, описанные в первой части статьи. Что мы можем сделать, чтобы проблема нарушения пищевого поведения перестала быть такой актуальной для наших детей?
№1.Полюбить себя.
Это так просто и сложно одновременно. Как же определить, насколько для каждого из нас это является проблемой?
1) Если вас не беспокоит чужое мнение по поводу принятых вами решений или у вас нет потребности принимать решения, связанные с вашим личным выбором (покупка вещей, выбор профессии, партнера и т.д.) только после одобрения кем-то для вас авторитетным (за исключением профессиональных консультаций), то можно говорить об отсутствии у вас зависимости от чужого мнения. Это значит, что велика вероятность того, что вас не взволнует, что ваш ребенок забыл слова стихотворения и не смог рассказать на утреннике, а соседская девочка Маша собрала все комплименты и аплодисменты. Вы не будете приходить расстроенные со школьных родительских собраний домой и «набрасываться» на ребенка с упреками, критикой и сравнениями с отличниками. Из этого следует, что у вашего ребенка будет выбор поступить не так, как от него ждут окружающие, а исходя из внутренних желаний, возможностей и приоритетов.
2) Если вы можете и умеете говорить о своих чувствах и желаниях, а отсутствие страха осуждения другими позволяет вам высказать их в спокойной форме в тот момент, когда вам этого хочется и когда в этом есть необходимость;
если вы не будете запрещать своему ребенку выражать свои любые эмоции, в том числе негативные, называя их;
если вы не считаете слабостью говорить о самых нежных чувствах любимым людям,
то ваш ребенок будет иметь возможность учиться распознавать свои чувства, сообщать о них, получать обратную связь от окружающих, а не ждать, что другие должны догадаться о его глубоких переживаниях, в связи с чем расстраиваться самому из-за несбывшихся ожиданий и заедать разочарованность и пустоту десертами.
3) Если вы не ставите внешность выше душевных качеств человека,
если не относите людей с лишним весом к неудачникам, лентяям,
если не истязаете себя диетами и не корите за съеденный после 18-00 продукт,
если постоянно не твердите своим родным, что вам надо похудеть,
если не обсуждаете внешние данные других людей,
если не расцениваете как трагедию выскочивший прыщ на лице или стрелку на чулке,
то ваш ребенок не отреагирует болезненно на критику сверстников по поводу выделяющихся или наоборот не выделяющихся частей тела, не будет бояться набрать лишние килограммы или проявлять инициативу в общении с новыми людьми, поэтому круг его общения не будет ограничиваться только теми, кто вписывается в параметры современных внешних стереотипов, что поможет найти ему близких по духу друзей и партнеров.
4) Если выражение «мы едим для того, чтобы жить» не вызывает у вас недоумения или отторжения, то вы не будете компенсировать едой свое чувство вины перед ребенком за не проведенное вместе время, не будете заставлять его есть, когда ему не хочется, потому что вы потратили столько времени, накладывать с горкой и заставлять все доесть до конца и расценивать отказ как личное оскорбление. Вы не будете покупать пирожное, которое не хочет ребенок, и заставлять съесть его лишь потому, что сами его хотите съесть, но одному как-то эгоистично.
5) Если ваша жизнь наполнена приятным общением, общими интересами, планами и целями со своими родными, интересной работой, саморазвитием и жаждой жизни, то вам жалко будет тратить время на размышления и приготовление сложных кулинарных изысков, чтобы заслужить похвалу у своих родных, или наоборот, быть погруженным в постоянный подсчет калорий, или отслеживание в рационе исключенных диетой продуктов. Значит, у вас будет время на что-то более важное для всей семьи, что сделает ваши взаимоотношения более близкими, легкими и счастливыми.
На мой взгляд, необходимости в пункте №2 нет. С любовью к миру.
Акименко Светлана, психолог
Подростки и сон
Вопрос подросткового сна часто возникает на родительских форумах. Одна из главных жалоб, что родители не могут заставить подростков вовремя лечь спать, а потом не могут их утром разбудить.
Сон важен в нашей жизни, как воздух, вода и еда. Сон – это не просто способ тела расслабиться и восстановить силы. Это еще и связующий процесс, который позволяет не только переработать наши ощущения, но и запомнить все, что мы узнали в течение дня. Во время сна происходит также рост. Сон помогает правильно питаться, позволяет лучше справляться со стрессом.
Различные исследования сна показывают, что в подростковом возрасте желательно спать по 9-10 часов каждую ночь (во многих статьях и исследованиях можно увидеть цифру 9,25 часа сна). Именно в подростковом возрасте продолжительный сон – необходимость. Организму требуется много сил и энергии для роста и гормональных изменений. По данным исследований подростки, которые недостаточно спят, часто страдают от физических и психологических проблем со здоровьем, увеличивается вероятность возникновения депрессий, недосып также снижает академическую успеваемость и увеличивает риск автомобильных аварий.
- Почему же подростки спят меньше, чем им необходимо?
- Первая причина – это проблема засыпания. Гормональные изменения (примерно с 10-12 лет, а в настоящее время и раньше) приводят к тому, что биологические часы смещаются вперед на один-два часа. Мелатонин (Мелатонин – это гормон, регулятор циркадного ритма. Другими словами, этот гормон отвечает за биологические часы человека или его еще называют «гормоном сна») высвобождается на пару часов позже – где-то в промежутке между 22:30-23:00. Именно поэтому подростки не могут уснуть в 10 вечера. Мелатонин также остается в крови подростка дольше, что создает проблемы при пробуждении рано утром. Биоритмы подростка настроены на пробуждение в районе 11 часов. В итоге получается, что из-за того, что рано уснуть подростки просто не могут, а из-за школы не могут спать дольше, то каждый день подростки недосыпают по несколько часов.
- Эмоциональное перенапряжение, стресс, волнение тоже не способствует тому, что подросток уснет. Они еще не умеют контролировать перепады настроения, которые в подростковом возрасте из-за гормональных всплесков происходят часто. И стрессу из-за учебы, отношений со сверстниками, больших объемов работы подростки подвержены больше. Подростки переживают все события очень эмоционально. В возрасте 10-15 лет они еще не умеют контролировать эту захваченность эмоциями.
- Использование электронных устройств. Синий свет экранов компьютеров, телефонов, телевизоров снижает выработку мелатонина. Исследования (например, Vic Health and the Sleep Health Foundation) показывают, что даже если полностью прекратить использование телефона за час до сна, то время, необходимое для засыпания, увеличивается на 21 минуту. Еще одно исследование, проведенное в 2012 году Центром по изучению света Политехнического института Ренселаер в Трое, штат Нью-Йорк, выявило, что всего двухчасовая работа на смартфонах, компьютерах и других устройствах со светящимися дисплеями, уменьшала количество мелатонина примерно на 22%. Это может влиять на сон, особенно у подростков. Поэтому лучше отложить все электронные устройства за полтора-два часа до сна. И конечно телефон в кровати мешает не только заснуть, но и приводит к тому, что подросток может просыпаться среди ночи
- Онлайн игры и общение в социальных сетях затягивает подростков. Они готовы жертвовать сном ради этого. Это возбуждает их настолько, что и после отключения компьютера/телефона они не могут уснуть, так как находятся под впечатлением. Поэтому быстро заснуть не получится.
- В подростковом возрасте увеличивается употребление кофеина. Кофеин содержится в коле, кофе, энергетических напитках. Энергетические напитки содержат кофеина от 80 до 500 миллиграммов. Исследования говорят, о том, что кофеин не полезен подросткам и не рекомендуется употреблять более 90 миллиграммов в день. Именно поэтому подросткам лучше не употреблять энергетические напитки. Но мы видим, что количество подростков, употребляющих энергетические напитки, с каждым годом растет. Кофеин не только нарушает сон, но оказывает влияние на сердце, а также на работу мозга подростка.
- Большая загруженность подростков. После школы у многих подростков кружки, различные секции, репетиры, курсы, а вечером нужно еще и домашние задания делать. Некоторые начинают работать. При всем этом им еще и со сверстниками хочется пообщаться, поиграть в компьютерные игры, посмотреть телевизор. Поэтому загруженность подростков тоже приводит к тому, что количество сна сокращается.
- Нехватка физической активности также влияет на качество и количество сна.
- Вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики – тоже ведут к проблемам со сном в подростком возрасте.
- Неправильные привычки сна или отсутствие гигиены сна. Это разное время отхода ко сну и пробуждения. Также душное помещение, неудобная кровать и постельные принадлежности не способствуют хорошему сну.
Нехватка сна негативно воздействует на все сферы жизни подростков.
- В плане физиологии плохой сон может привести к:
- кожным заболеваниям, которые усугубляются со стрессом, таким как акне и псориаз;
- перееданию или употреблению неправильных продуктов питания, проблемам с весом;
- травмам во время занятий спортом;
- повышению артериального давления;
- снижению иммунитета;
- подверженности серьезным заболеваниям;
- риску возникновения депрессии;
- замедленной скорости реакции;
- повышенной неуклюжести: ухудшаются моторные функции и снижается концентрация
- В эмоциональном плане плохой сон может сделать подростков:
- агрессивными;
- нетерпеливыми;
- импульсивными и неадекватными;
- склонными к заниженной самооценке;
- подверженными колебаниям настроения;
- раздражительными;
- капризными;
- менее увлеченными (безразличными);
- угрюмыми;
- склонными к рискованному поведению.
- В когнитивном плане плохой сон может вызвать:
- нарушение способности обучаться;
- блокировку творческих способностей;
- замедление усвоения навыков решения проблем;
- забывчивость;
- проблемы с концентрацией внимания;
- ухудшение памяти;
- проблемы с принятием решений.
- Как помочь подросткам? Советы для родителей.
- Режим дня или гигиена сна. Это включает в себя одно и то же время отхода ко сну и пробуждения. Придерживаться этого распорядка не только в будние дни, но и в выходные. В выходные можно просыпаться на час-два позже, но лучше не сбивать режим сильнее, так как это приводит лишь к еще большему нарушению биологических часов.
- Расслабление перед сном. Предложите детям заняться перед сном какой-то деятельностью, не связанной с компьютером/телефоном. И делать одни и те же действия в одно и то же время каждый вечер. Это не только чтобы избежать подавления выработки мелатонина от искусственного света компьютера, но и для того, чтобы приучить тело к засыпанию в постоянное время.
- Важно избегать газированных напитков, кофе, крепкого чая, шоколада и сладкого за два часа до сна. Исключите поздние приемы пищи, особенно употребление острых, жирных, соленых и копченых продуктов.
- Важно, чтобы сон был комфортным, а для этого необходимы удобная кровать и подушка, хорошо проветренное помещение, темные шторы. Не всегда удобная в детстве кровать или подушка остаются такими же и в подростковом возрасте.
- Старайтесь избегать споров с подростками перед сном. Повышенная возбудимость не даст им спокойно уснуть.
- Постарайтесь исключить использование электронных устройств хотя бы за час до сна.
- Помогите подростку так составить его расписание, чтобы выполнение домашних заданий не затягивалась бы до глубокой ночи. Грамотное распределение времени – важный навык для подростков.
- Если есть возможность, то нет ничего плохого, если подросток вздремнет немного днем. Это поможет ему восстановить его силы. Главное, что не стоит спать днем после 17:00.
- Задача родителей создавать спокойную и благоприятную атмосферу в доме, особенно по вечерам.
- Советы для подростков.
Мозг подростка так устроен, что хочет поздно засыпать, а потом долго спать по утрам. К сожалению, в реальной жизни исполнение этого желания тяжело выполнимо. Хорошая новость заключается в том, что своему телу можно помочь и сдвинуть биологические часы, но это требует времени и упорства.
Что же делать:
- Выберите какие-то действия, которые будете выполнять каждый вечер перед сном: например, теплый душ, стакан молока с медом перед сном, можно попробовать медитацию или расслабляющие упражнения из йоги.
- Избегайте экранов компьютера, телефона, телевизора, громкой музыки, домашних заданий и любых других активностей, которые заставляют мозг активно работать хотя бы в течение часа до сна.
- Избегайте любых стимуляторов по вечерам. Речь идет о кофе, крепком чае, шоколаде, сладких газированных напитках и энергетиках.
- Избегайте употребления алкоголя, сигарет, марихуаны и других наркотиков, так как их употребление приводит к некачественному сну.
- Постарайтесь сделать так, чтоб в спальне ночью было темно. Цикл пробуждение-засыпание в мозгу во многом зависит от света, который мы видим. Старайтесь избегать просмотра телевизора или использования смартфона прям перед сном. Утром же наоборот старайтесь впустить больше света, чтоб помочь мозгу быстрее проснуться.
- Делайте ваши рутинные дела перед сном каждый вечер в течение как минимум 4 недель. Тогда ваш мозг начнет ассоциировать эти действия с отходом ко сну.
- Через 4 недели можно потихоньку сдвигать время отхода ко сну. Начинайте вашу вечернюю рутину, например, на 10 минут раньше обычного.
- Добавляйте по 10 минут каждую неделю, пока не достигнете желаемого времени отхождения ко сну.
- Уделяйте время физическим активностям (спорту) в течение дня, чтобы быть к вечеру физически более усталыми.
- Позаботьтесь о том, чтобы спать было удобно и комфортно.
- Ложитесь спать и вставайте в одно и тоже время.
- Избегайте позднего отхода ко сну в выходные. Это может свести на нет все ваши усилия.
- Помните, что даже 30 минут дополнительного сна каждый день имеет большое значение. Разница заметна. Тем не менее, это может занять недель 6, пока вы получите дополнительные минуты сна, но оно того стоит.
В заключении хочу сказать, что не стоит торопиться и прибегать сразу к таблеткам. Многое можно выровнять и без медикаметозного вмешательства. Но и все списывать только на подростковый возраст не стоит. Если все эти советы не помогли, то, возможно, есть другие причины, которые не дают подростку нормально спать. Это могут быть различные заболевания, для диагностики и подтверждения которых стоит обратиться к специалистам. И лечение бессонницы будет направлено на устранение этих причин.
Если невозможность нормально спать носит с эмоциональный характер, то стоит предложить подростку обратиться к психологу. Специалист поможет подростку научиться контролировать свои эмоции, разобраться с трудностями, с которыми подростки сталкиваются, и с другими эмоциональными проблемами.
Колева Марина, психолог проекта «Осинки-Апельсинки»