Читайте подробнее…
Мы с готовностью ответим на эти и подобные вопросы:
- Сеть — ловушка для подростка
- О травле
- Прививка от зависимостей
- Адаптация к детскому саду
- Ребенок начал курить или употреблять алкоголь?
- Родители разводятся?
Сеть — ловушка для подростка
В настоящее время проблема интернет-зависимости подростков приобретает особую актуальность в силу ряда причин. Распространение различных видов зависимости снижает развитие коммуникативных умений и навыков, выступает тормозящим фактором осуществления учебной деятельности и в целом вредит гармоничному развитию личности подростка. С появлением новых гаджетов, предоставляющих дополнительные возможности, в частности мобильный интернет, эта проблема приобретает массовый характер. Вместе с тем, отсутствие квалифицированной психологической помощи интернет-зависимым подросткам влечёт за собой возрастание числа отклонений.
По данным исследования особенностей восприятия сети интернет в 2015 году психологами выявлено, что преобладающими мотивами ее использования старшими подростками являются развлечения и общение (около 35% опрошенных). В учебных целях в интернет заходят примерно 19% старших подростков и еще 7% предпочитают веб-серфинг. У 37% старших подростков в сети интернет улучшается настроение. 30% старших подростков воспринимают сеть интернет как нечто лучшее по сравнению с реальной жизнью. 29% старших подростков предпочитают общение с друзьями посредством сети интернет при помощи социальных сетей и различных программ (Viber,Skype и др.).
Отрадно, что большинство старших подростков (69 %) всё таки считают, что реальная жизнь интересней, чем виртуальная. 70% старших подростков предпочитают виртуальному общению личные встречи с друзьями (несмотря на то, что одним из основных мотивов обращения старших подростков к сети интернет является онлайн-общение). Но следует отметить, что только лишь 36% старших подростков не зависимы от сети интернет, 35% склонны к интернет-зависимости, а 28% старших подростков уже являются интернет-зависимыми.
Баринова О.В., Милюзина Е.А.
О травле
Мало кто будет спорить с тем, что в психологии нет легких тем. Вся суть психологии, как мудро заметил один из моих клиентов, это путь к себе. Путь довольно извилистый, местами трудный, но увлекательный. И на этом пути, ровно как и в жизни, встречаются абсолютно разные персонажи: кто-то будет тебя поддерживать, кто-то наоборот, а кто-то вообще может начать травить или как сейчас модно говорить – буллить. Эта проблема существовала всегда, вспомним известный фильм про травлю — «Чучело», но, благодаря тому, что в настоящее время психология стала популярной эта проблема не замалчивается, а активно обсуждается обществом и решается. По возможности.
Буллинг или по-простому травля — это одна из форм жесткого обращения одного человека с другим. Начинает травлю всегда кто-то один, а уже потом к нему присоединяются другие или появляются подражатели. Что же двигает детьми, которые решаются на травлю? Известный педагог Дима Зицер считает что «Травля начинается с фразы «все должны».
Расскажу небольшую историю: седьмой класс обычного московского лицея, линейка в честь первого сентября: все веселятся, делятся впечатлениями и с интересом поглядывают на двух новеньких, которые неожиданно оказались в их классе. С пятого класса никто не приходил и вот новенькие. Девочки как девочки, одна Юля, другая Лена, худенькие, ничем особым не выделяются, всем улыбаются и хотят познакомиться, чтобы побыстрее влиться в новый коллектив и стать своими. Хотя нет, одна из новеньких выделялась, у нее в ухе был слуховой аппарат, но на улице первое сентября и всем неохота разбираться у кого что, есть еще время пожить в лете, вспомнить все, что было, немного приукрасить и похвастаться своими победами. Проходит месяц, начинает холодать, листья опадают с деревьев, на улице сыро и тоскливо, но в классе все относительно хорошо, старички живут свой обычной жизнь, ходят на уроки, получают оценки, спорят с учителями и с большим трудом впускают в свой коллектив новеньких, особенно заметно это на переменах, когда все ходят группками, а новенькие сами по себе. Проходит еще месяц и одна из заводил класса решает, что в классе слишком спокойно и надо придумать какую-нибудь шутку для преподавателей. Соглашаются все, кроме Юли, она отказывается быть как все в этом вопросе и сразу же получает от всего класса бойкот. С ней не разговаривают, ее вещи прячут, ей никто не помогает на уроках, скорее мешают, когда она отвечает и при этом все вокруг, в том числе и учителя, делают вид, что все хорошо. Все ждут, когда главная заводила решит, что пора заканчивать, но ее бесит, что человек не реагирует, спокойно ходит в школу и не пытается исправить ситуацию. Поэтому она продолжает настаивать на продолжение бойкота до тех пор, пока Юля не среагирует хоть как-то. Проходит месяц, два, наступает зима, на улице выпадает первый снег, все в предвкушении Нового года, к Юле одноклассники частично сменили гнев на милость, она не пыталась исправить ситуацию, и они стали постепенно смиряться с тем, что девочка гордая и независимая. И все бы успокоилось, да теперь под раздачу попала Лена. Да-да, та самая Лена, которая в сентябре пришла в их класс и которая со всеми поддерживала ровные отношения. На уроке английского Лена случайно неправильно подсказала главной заводиле, и та решила за это устроить «стрелку» в конце учебного дня во дворе школы и объявила об этом всему классу посредством записки. Естественно записку получила и Лена, испугалась, попросила прощения и решила, что все обойдется. Уходить с уроков не хотела, все-таки это трусость – сбегать, ведь завтра будет еще хуже. Конец учебного дня, школьники радостно вываливают во двор, чтобы убежать домой. Лене неспокойно, но она отгоняет от себя все плохие мысли, ведь в конце концов, во дворе куча народу и все точно обойдется. Не обошлось. Круг из ребят и девочек, Лена по одну сторону круга, заводила по другую. Все поддерживают заводилу, крик, шум, гам, толкотня и кулак, который летит в Лену. Та падает на снег, ребята кричат еще громче, Лене кажется, что если закрыть глаза и свернуться калачиком, то будет не так больно и обидно, да и снег защитит. Но неожиданно все заканчивается, ребята подскакивают к Лене, поднимают ее, спрашивают как она и говорят, что это была шутка, пойдем мы тебя проводим до дома. Уставшая и испуганная Лена соглашается и по дороге до дома пытается шутить и говорить, что все ок. Оказавшись дома, она садится на пол и горько рыдает. Потому что никогда до этого в ее жизни не было такого, и она не знает, как реагировать. А еще очень стыдно, что это произошло именно с ней, ведь она не виновата, и не хочется никому об этом рассказывать. Уже вечером мама замечает, что что-то не так с ее дочерью и путем расспросов дочь нехотя ей открывается. На следующее утро скандал в школе с привлечением заводилы, директора и завуча. В итоге: Юля осталась в школе, Лену перевели в старую школу, заводиле пригрозили заявлением в полицию и историю замяли. Все хорошо, все довольны, да только самого главного не сделали – до психолога не дошли. Почему? Ответ прост, в школе не было психолога. Да и не принято ходить к психологу, мы что психи что ли? Чем они могут помочь, сами разберемся. И действительно разобрались. Только травма у Лены осталась. Даже перейдя в свою старую школу к одноклассникам с которыми училась, начиная с первого класса, она ходила тише воды-ниже травы, ни с кем не сближалась и всегда и повсюду извинялась, вдруг опять прилетит.
А помощь детского психолога в этой ситуации была очень важна. Он поработал бы не только с Леной, но и с ее родителями, потому что для всех членов семьи буллинг это психологически сложно и не всегда даже взрослые могут адекватно справиться с тем, что их детей травят. В случае, если у вас, так же, как и у родителей Лены, нет возможности обратиться к психологу, пожалуйста, помните о нескольких важных вещах:
— Прежде всего, родители ни в коем случае не должны отстраняться.
Травля – это проблема, которая может возникнуть в любом коллективе и которую надо решить: говорите с учителями, идите к руководству школы, если нанесены побои идите в полицию.
— Не ждите, что само пройдет или, что дети сами разберутся.
Увы, не пройдет и не разберутся, будет хуже, и даже если на какое-то время пройдет, потом все вернется на круги своя.
— Объяснять почему возникла травля.
Травля – это плохо и точка. Тут нет и не может быть никаких объяснений. Даже если ваш ребенок в чем-то виноват, это не повод для его травли.
— Различать травлю и непопулярность.
Никто не обязан нравится всем. Не могут быть все одинаково популярны. Суть травли — не в том, что кто-то кого-то не любит. Суть травли — насилие. Это групповое насилие, эмоциональное и/или физическое. И за то, что происходит в детском коллективе однозначно отвечает взрослый, которому доверена эта группа детей. Отвечает за безопасность каждого ребёнка, за их защищенность от насилия.
— Если травят не вашего ребёнка, не прибывайте в иллюзии, что лично у вас нет повода для беспокойства. Если зафиксированы эпизоды травли, козлом отпущения может стать каждый и неизвестно, когда и где полыхнет.
Для родителей в этой ситуации важно:
— поддерживать ребенка, быть с ним заодно и на его стороне.
— не оставлять его одного.
Как только ребенок оказывается в ситуации насилия, он особенно остро нуждается в поддержке взрослых, потому что сил справиться с этим самостоятельно обычно не хватает.
— Обсуждать с ним как правильно себя вести в данной ситуации.
У ребенка не должно сформироваться чувства вины, комплекса неудачника.
— Обратиться за консультацией к детскому психологу, получить информацию на сайте Травли.нет, позвонить на горячую линию телефона доверия 8-800-2000-122 или написать на сайт «Осинки-Апельсинки», квалифицированные психологи которого поддержат вас и дадут индивидуальные рекомендации.
Резникова Анна, психолог-консультант «Осинки-Апельсинки»
Прививка от зависимостей
Вначале скажу, что тема зависимостей не так уж хорошо изучена и отношение к ней периодически меняется.
Все мы знаем такие зависимости, как наркомания, алкоголизм, игромания и т. п. Одних родителей они пугают и не хочется от этом думать. Другие как-то соприкоснулись с этими бедами у родственников или знакомых. Хочется уберечь детей от этого.
В этой небольшой статье я постараюсь собрать и структурировать материал, который мне кажется важным для родителей маленьких детей и подростков.
В своей работе психолога, я сталкиваюсь с проявлениями разных зависимостей и разными подходами к теме зависимого поведения.
Одно из определений зависимости такое: пагубная привычка, привыкание, в широком смысле, — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но теперь больше применяется не к химическим, а к психологическим зависимостям, например, поведенческим, примерами которых могут служить: интернет-зависимость, игромания.
Существует, также, эмоциональная зависимость. Она трудно распознается, так как одобряется и внешне часто выглядит, как «хорошие, дружные отношения в семье». Родителям важно понять потребность в психологическом отделении и личной свободе ребенка.
Как правило, причиной таких зависимостей как алкоголизм и наркомания является либо отсутствие родительской поддержки в детстве, либо чрезмерная опека.
На мой взгляд, предотвращением зависимого поведения будет следующее:
1 Защищенность.
Дети нуждаются в защите в следующих областях: физической, сексуальной, эмоциональной, интеллектуальной и духовной.
Что значит защитить ребенка? Это значит, что мама или близкий человек её заменяющий, признает и уважает право ребенка на свое тело, мысли, чувства, действия. Совершенства в природе просто не существует. Так позвольте же вашим детям ошибаться и не унижайте их из-за этого. Учите исправлять ошибки. Выражайте свою любовь. Поддерживайте уверенность в их силах.
2 Отношения привязанности и доверия.
В течение первого года жизни невозможно избаловать ребенка. Детям необходимо, чтобы их любили, ценили, принимали всерьез, пели им песни и удовлетворяли все их потребности, для того, чтобы они сформировали здоровую способность любить себя. Дети, чьи основные потребности удовлетворялись на этой стадии развития, вырастают с позитивным отношением к себе, к миру и к людям. Отсутствие хорошей связи в раннем детстве признается сейчас критическим фактором в образовании различных расстройств.
Если ребенок преждевременно теряет связь со значимым для него человеком (или есть угроза этого), то может испытать так называемую «сепарационную травму». Он не имеет возможности это осмыслить и остается со страхом, напряжением и ощущением покинутости.
Во внутреннем мире маленького человека существуют два по-настоящему значимых «объекта» — он и мама, их связь уникальна и незаменима. Со временем, ребенок учится у мамы утешать себя, используя «другие объекты» (например, игрушку) символизирующие маму в ее отсутствие. Затем, благодаря развитию мышления и восприятия, игрушка заменяется утешительными и успокаивающими словами и образами. Появляется иная степень свободы: ребенок становится принципиально менее зависим от присутствия мамы. Этот «переходный» объект формируется только в отношениях безопасной надежной привязанности.
3 Обозначение границ.
Чтобы ребенок вырос независимым, ему необходимо отделять себя от других людей и создавать свои индивидуальные границы, которые помогут ему сформировать его собственную личность.
Индивидуальные границы включают тело, чувства, мысли, мнения, потребности, убеждения и желания. Наличие границ создает принципиально новый набор правил, касающихся взаимодействия людей. Правила заключаются в том, что людям необходимо просить разрешения, прежде чем нарушать личные и психологические границы друг друга. Способность нести ответственность определяется тем, кому принадлежит проблема. Советы дают только в том случае, когда кто-то об этом просит, когда это уместно. Люди не “владеют” или не “принадлежат” друг другу. Правил, ограничений должно быть немного, они ясно сформулированы, понятны и подлежат при необходимости пересмотру.
4 Своевременная сепарация.
Чем старше ребенок (больше знает, умеет, делает), тем больше родители доверяют ему (дают свободы, ответственности, власти).
5 Развитое воображение, сфера чувств.
Воображение.
Когда с ребенком много общаются, занимаются, читают книги, поют песни, у него активно развивается мышление, память, внимание, что помогает легче, проще создавать в психике те самые «переходные» успокаивающие его объекты. Это дает ему опору на себя, уверенность, самостоятельность, можно сказать развивает независимость.
Сфера чувств.
Когда родители сами своевременно и адекватно выражают свои чувства — это является примером для детей.
Признать право ребенка на проявление его чувств и помочь найти приемлемые формы их выражения — вот и все, что нужно.
Приветствуется выражение всех чувств, включая гнев, досаду, печаль. Позволяйте им быть.
В то же время, он может развлекаться, играть даже в «глупые» игры, дурачиться.
6 Поощрение активности ребенка.
Детей поощряют бороться с трудностями собственными силами, чтобы они не нуждались в родителях каждую минуту. Им разрешают выбирать, что делать, что носить и т.д. Также поощряется инициатива и активность ребенка, ему позволяют делать свои собственные ошибки и не стыдят его за это.
7 Примеры значимых людей.
В начале жизни дети не имеют никакого понятия о том, кто они такие и как им следует к себе относиться. У них еще нет видения образа себя. Еще нет выработанных форм поведения, правил для развития личности. Они обучаются этому, взаимодействуя с мамой и папой.
Дети впитывают уважение своих родителей к себе. На этом позже будет построено самоуважение, собственная самооценка. Как родители их ценят, так они и будут к себе относиться.
Положительную оценку ребенку не надо завоевывать. В здоровой семье ребенок всегда ценится, ценится само его существование. И дети знают: «Я родился ценным. Этого достаточно. Хорошо быть самим собой».
Любовь радует. Любящему ценна радость другого.
Чтобы ребенок был в состоянии отдавать любовь, необходимо его самого любить, причем без всяких условий. Любовь предполагает внимание, совместное преодоление трудностей и конфликтов, прощение, доверие, заботу о его благополучии, приятие его таким, каков он есть, без всяких условий и просто мирное бытие с ним, с собой.
В статье использованы материалы из работ:
Москаленко В.Д. «Когда любви слишком много. Профилактика любовной зависимости»
Сидорова Т. «Зависимость, как дважды два четыре»
Уайнхолд Д. «Освобождение от созависимости»
Ермохина Ольга, психолог-консультант «Осинок-Апельсинок»
Готовимся к детскому саду
Часть 1
Практически все родители начинают беспокоиться, когда их ребенку предстоит посещать дошкольное учреждение. Адаптация – это процесс привыкания к новым обстоятельствам. Поэтому адаптация ребенка к детскому саду сложный период, как для детей, так и для родителей. В период адаптации ребенку надо привыкнуть не только к новым лицам, но и к новой обстановке, правилам, режиму, к новым видам общения (с воспитателем и детьми). Процесс адаптации проходят абсолютно все дети, однако у всех он протекает по-разному, у одних детей быстрее, у других медленнее. Это зависит от темперамента, возраста ребенка, его состояния здоровья, уровня психологического развития и социализации. В период адаптации у ребенка могут нарушаться сон, снижаться аппетит, меняться настроение, проявляться агрессия или апатия.
Первое, о чем хотелось бы упомянуть, что тревожность родителей передается детям. Дети очень тонко чувствуют взрослых, особенно мать. Если мама очень обеспокоена чем-либо, то она неосознанно транслирует эти эмоции ребенку. Ребенок в свою очередь считывает их и соответственно сам начинает тревожиться, что только усугубляет ситуацию. Поэтому в первую очередь родителям нужно успокоиться самим. В этом может помочь чтение литературы по психологии и воспитанию детей, консультации у специалистов. Психологические знания помогают снизить тревожность у родителей.
Также как правило, начало посещения детского сада у детей совпадает еще возрастным кризисом 3х лет. Возрастной кризис, важный этап перехода на новый виток развития, этап становления личности ребенка. В период кризиса трёх лет происходит первое отделение ребенка от родителей. Кризисы в развитии у детей являются закономерностью, родителям важно понять особенности этого периода. В поведении ребенка приближающегося к трём годам могут проявляться негативизм, упрямство, строптивость, протест, конфликтность, обидчивость. Кризис трёх лет длится около года в промежутке между 2,5-3,5 годами жизни ребёнка. Для родителей важно научиться спокойно реагировать на трудное поведение ребенка и помочь ему пережить этот сложный период, не потеряв с ним контакт.
Если ребенок не пережил кризис трёх лет и еще не сепарировался (не отделился от матери психологически), то адаптация к детскому саду будет проходить сложнее. Это может проявляться в том, что ребенок очень привязан к матери, сложно принимает чужых людей. То есть, он не осознал себя, как отдельную личность и воспринимает себя и маму как единое целое, поэтому расставания с мамой вызывают у него ужас и панику. В таком случае, лучше не торопиться, так как посещения детского сада, скорее всего, будет вызывать у ребенка сильный стресс и может влиять на его психическое здоровье. Также ребенок может часто болеть.
Надо отметить что дети, которые посещают детский сад, действительно болеют чаще, но, как правило, только в начале. Это связано и с адаптацией ребенка к новым условиям, во время которой может снижаться иммунитет, а также и с тем, что, в саду больше контактов с детьми и соответственно больше вероятность заболеть. И частые болезни в дошкольном возрасте скорее является нормой, так как у ребенка еще только формируется иммунитет. По мере взросления дети, как правило, болеют реже.
Однако существует категория детей, которые очень тяжело переносят посещение детского сада даже после периода адаптации (тяжело расстаются с матерью, не идут на контакт с другими людьми, тяжело и часто болеют). Это связано с индивидуальными психологическими особенностями. В таком случае родителям стоит рассмотреть вариант отказа от детского сада, так как ребенок находится в саду большую часть дня и если он находится в психологически неблагоприятных условиях, то это будет отражаться на его психическом здоровье.
Если исходить из того факта, что изначально дошкольные учреждения придуманы для того, чтобы родители могли работать и где-то оставлять ребенка, то по большому счету ребенку детский сад не нужен, он нужен его работающим родителям. Если в семье вопрос финансового благополучия остро не стоит и у родителей есть возможность не водить такого ребенка в сад, а оставлять дома, то лучше такой возможностью воспользоваться.
Возможно, ребенку, который тяжело переносит посещение сада, достаточно будет для социализации просто посещения каких-нибудь дополнительных занятий пару раз в неделю, при условии, что занятия будут ему нравиться и будет хороший контакт с педагогом. Также можно попробовать отдать ребенка в сад чуть позже, когда он подрастет, например через год или вообще за год до школы, чтобы он социализировался перед поступлением в первый класс. Важно наблюдать, когда ребенок начнет спокойно отпускать родителей, переживать разлуку с мамой, а также начнет больше интересоваться общением и играми со сверстниками.
Зырянова Ольга, психолог-консультант «Осинок-Апельсинок»
Готовимся к детскому саду
Часть 2
Если вы решили отдавать ребенка в детской сад, то некоторые общие рекомендации по его адаптации могут вам помочь:
- Адаптация к саду может занимать до шести месяцев. В этот период ребенок как никогда нуждается во внимание родителей, в их заботе и эмоциональной поддержке. Дети нередко в этот период более капризны, тревожны, более привязчивы, чем обычно. Можно даже сказать, что слёзы при адаптации — это норма.
- Момент расставания с родителями часто является наиболее драматичным. И если первые два-три дня ребенок еще не успевает понять, что произошло, и надолго ли мама ушла, он ошарашен новыми игрушками, большим количеством детей, то слезы в последующие дни практические гарантированы. Нередко воспитатели, чтобы облегчить этот момент для ребенка, берут его на руки или сажают на колени, отвлекают играми и разговорами, т.е. дают ему понять, что тут безопасно, и рядом с ними доброжелательный взрослый человек.
- Можно расспросить воспитателей, как быстро ребенок успокаивается после вашего ухода, легко ли его отвлечь от переживания расставания. Если успокаивается она в течение пятнадцати минут, то это еще одно подтверждение тому, что ребенку нелегко дается именно момент расставания с вами.
- Родители со своей стороны тоже могут помочь ребенку пережить расставание как можно более спокойно. Частой ошибкой родителей является то, что они в первый день, когда внимание ребенка направлено на новые игрушки, исчезают, не попрощавшись. Ребенок, обнаружив пропажу родителей, очень пугается, ведь он не знает, вернется ли мама и когда. Страх того, что родители могут внезапно исчезнуть приводит к тому, что ребенок не отпускает родителей в последующие дни, цепляется, а у особо чувствительных детей при одном упоминании садика начинается истерика. Тут важно восстановить доверие ребенка. Приходить всегда в то время, когда обещали ребенку. Возможно, придется начинать все сначала. Оставлять ребенка на один час, подробно описывая, что вы будете делать этот час, потом на два часа, до сна и т.д.
- Режим детского сада часто значительно отличается от режима, который ребенок придерживается дома. Это отличие приводит к тому, что каждый раз после выходных ему заново приходиться перестраиваться, а дети очень консервативны и это для них каждый раз является дополнительным стрессом. Постарайтесь, чтобы домашний режим, хотя бы в общих чертах соответствовал режиму детского сада. Кладите ребенка спать вовремя, как в рабочие, так и в выходные дни. Адаптация ребенка к саду — это большая нагрузка как физическая, так и психическая, и если утром ребенок встает невыспавшимся, то вряд ли он будет в хорошем настроении идти в детский сад.
- Процесс утреннего сбора в детский сад также играет немаловажную роль. Он не должен быть связан со спешкой, сопровождаться раздражением и тревогой родителей. Мягко и нежно разбудите ребенка, передайте ему свой спокойный и радостный настрой на день. По дороге в сад обговорите его и свои планы на день.
- Процесс расставания с родителями облегчает ритуал прощания. Это действия и слова, которые вы изо дня в день будете делать, расставаясь с ним в садике. Придумайте его вместе, это могут быть поцелуи или объятия, или помахать рукой друг другу через окошко.
- Расставаясь с домом и родителями, ребенку важно иметь что-то с собой, что будет связано с ними (любимая игрушка, мамина перчатка или платок и т.п.). Эту вещь не обязательно брать с собой в группу (ребенок может расстроиться, если кто-то из детей возьмет эту вещь), можно оставить ее в шкафчике в раздевалке.
- Постарайтесь быть последовательными и не пропускать детский сад, по неуважительным причинам. Если ребенок один день ходит в детский сад, другой день остается дома, то это значительно затрудняет адаптацию.
- Не следует насыщать выходные дни походами в цирк, театры в период адаптации, т.к. даже позитивные яркие впечатления это дополнительная нагрузка, лучше спокойно прогуляться в парке или во дворе. Отложите также начало посещения кружков и секций на период после адаптации.
- Если ребенок очень привязан к вам, то можно попробовать, чтобы в сад его отводил кто-то другой, папа или бабушка. Возможно, расставание с ними ему легче будет пережить.
- Обратите внимание на то, развиты ли у ребенка навыки самообслуживания, общения. Научите его просить о помощи воспитателей.
- Не следует акцентировать внимание ребенка на его плаче и нелюбви к саду, рассказывая об этом при нем знакомым и близким. Постарайтесь сами не выражать чрезмерную озабоченность и тревогу по поводу сада, дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию родителей и часто повторяют его. Попробуйте играть с ребенком в детский сад, рассказывать сказки, где дети или звери ходят в детский сад и радуется этому.
Подводя итоги, стоит отметить, что беспокойство за ребенка, когда он впервые надолго остается без родителей в непривычной ему обстановке, естественны, их ощущают многие мамы. Наверное, нет родителей, которые бы не хотели, чтобы период адаптации прошел легко и быстро и ребенок с удовольствием ежедневно ходил в сад.
Однако родителям следует понимать, что любые трудные ситуации несут важный жизненный опыт для вас и для ребенка. Просто нужно пережить этот период привыкания ребенка к детскому саду. А самое главное, верить, что у вас и ребенка получится справиться с этой ситуацией. Тогда ваша уверенность будет передаваться ребенку. Когда период адаптации будет пройден, то потребность в общении и игре со сверстниками у ребенка в итоге будет стимулом для него посещать детский сад с большим удовольствием.
Зырянова Ольга, психолог-консультант «Осинок-Апельсинок»