Читайте подробнее…
Мы с готовностью ответим на эти и подобные вопросы:
- Школьная травля
- Если ребёнок дерётся?
- Что делать в случае конфликта с учителями?
- Дети в семье ссорятся друг с другом?
- Вся правда о возрастных кризисах
- Детская ложь
Школьная травля
Мало кто будет спорить с тем, что в психологии нет легких тем. Вся суть психологии, как мудро заметил один из моих клиентов, это путь к себе. Путь довольно извилистый, местами трудный, но увлекательный. И на этом пути, ровно как и в жизни, встречаются абсолютно разные персонажи: кто-то будет тебя поддерживать, кто-то наоборот, а кто-то вообще может начать травить или как сейчас модно говорить – буллить. Эта проблема существовала всегда, вспомним известный фильм про травлю — «Чучело», но, благодаря тому, что в настоящее время психология стала популярной эта проблема не замалчивается, а активно обсуждается обществом и решается. По возможности.
Буллинг или по-простому травля — это одна из форм жесткого обращения одного человека с другим. Начинает травлю всегда кто-то один, а уже потом к нему присоединяются другие или появляются подражатели. Что же двигает детьми, которые решаются на травлю? Известный педагог Дима Зицер считает что «Травля начинается с фразы «все должны».
Расскажу небольшую историю: седьмой класс обычного московского лицея, линейка в честь первого сентября: все веселятся, делятся впечатлениями и с интересом поглядывают на двух новеньких, которые неожиданно оказались в их классе. С пятого класса никто не приходил и вот новенькие. Девочки как девочки, одна Юля, другая Лена, худенькие, ничем особым не выделяются, всем улыбаются и хотят познакомиться, чтобы побыстрее влиться в новый коллектив и стать своими. Хотя нет, одна из новеньких выделялась, у нее в ухе был слуховой аппарат, но на улице первое сентября и всем неохота разбираться у кого что, есть еще время пожить в лете, вспомнить все, что было, немного приукрасить и похвастаться своими победами. Проходит месяц, начинает холодать, листья опадают с деревьев, на улице сыро и тоскливо, но в классе все относительно хорошо, старички живут свой обычной жизнь, ходят на уроки, получают оценки, спорят с учителями и с большим трудом впускают в свой коллектив новеньких, особенно заметно это на переменах, когда все ходят группками, а новенькие сами по себе. Проходит еще месяц и одна из заводил класса решает, что в классе слишком спокойно и надо придумать какую-нибудь шутку для преподавателей. Соглашаются все, кроме Юли, она отказывается быть как все в этом вопросе и сразу же получает от всего класса бойкот. С ней не разговаривают, ее вещи прячут, ей никто не помогает на уроках, скорее мешают, когда она отвечает и при этом все вокруг, в том числе и учителя, делают вид, что все хорошо. Все ждут, когда главная заводила решит, что пора заканчивать, но ее бесит, что человек не реагирует, спокойно ходит в школу и не пытается исправить ситуацию. Поэтому она продолжает настаивать на продолжение бойкота до тех пор, пока Юля не среагирует хоть как-то. Проходит месяц, два, наступает зима, на улице выпадает первый снег, все в предвкушении Нового года, к Юле одноклассники частично сменили гнев на милость, она не пыталась исправить ситуацию, и они стали постепенно смиряться с тем, что девочка гордая и независимая. И все бы успокоилось, да теперь под раздачу попала Лена. Да-да, та самая Лена, которая в сентябре пришла в их класс и которая со всеми поддерживала ровные отношения. На уроке английского Лена случайно неправильно подсказала главной заводиле, и та решила за это устроить «стрелку» в конце учебного дня во дворе школы и объявила об этом всему классу посредством записки. Естественно записку получила и Лена, испугалась, попросила прощения и решила, что все обойдется. Уходить с уроков не хотела, все-таки это трусость – сбегать, ведь завтра будет еще хуже. Конец учебного дня, школьники радостно вываливают во двор, чтобы убежать домой. Лене неспокойно, но она отгоняет от себя все плохие мысли, ведь в конце концов, во дворе куча народу и все точно обойдется. Не обошлось. Круг из ребят и девочек, Лена по одну сторону круга, заводила по другую. Все поддерживают заводилу, крик, шум, гам, толкотня и кулак, который летит в Лену. Та падает на снег, ребята кричат еще громче, Лене кажется, что если закрыть глаза и свернуться калачиком, то будет не так больно и обидно, да и снег защитит. Но неожиданно все заканчивается, ребята подскакивают к Лене, поднимают ее, спрашивают как она и говорят, что это была шутка, пойдем мы тебя проводим до дома. Уставшая и испуганная Лена соглашается и по дороге до дома пытается шутить и говорить, что все ок. Оказавшись дома, она садится на пол и горько рыдает. Потому что никогда до этого в ее жизни не было такого, и она не знает, как реагировать. А еще очень стыдно, что это произошло именно с ней, ведь она не виновата, и не хочется никому об этом рассказывать. Уже вечером мама замечает, что что-то не так с ее дочерью и путем расспросов дочь нехотя ей открывается. На следующее утро скандал в школе с привлечением заводилы, директора и завуча. В итоге: Юля осталась в школе, Лену перевели в старую школу, заводиле пригрозили заявлением в полицию и историю замяли. Все хорошо, все довольны, да только самого главного не сделали – до психолога не дошли. Почему? Ответ прост, в школе не было психолога. Да и не принято ходить к психологу, мы что психи что ли? Чем они могут помочь, сами разберемся. И действительно разобрались. Только травма у Лены осталась. Даже перейдя в свою старую школу к одноклассникам с которыми училась, начиная с первого класса, она ходила тише воды-ниже травы, ни с кем не сближалась и всегда и повсюду извинялась, вдруг опять прилетит.
А помощь детского психолога в этой ситуации была очень важна. Он поработал бы не только с Леной, но и с ее родителями, потому что для всех членов семьи буллинг это психологически сложно и не всегда даже взрослые могут адекватно справиться с тем, что их детей травят. В случае, если у вас, так же, как и у родителей Лены, нет возможности обратиться к психологу, пожалуйста, помните о нескольких важных вещах:
— Прежде всего, родители ни в коем случае не должны отстраняться.
Травля – это проблема, которая может возникнуть в любом коллективе и которую надо решить: говорите с учителями, идите к руководству школы, если нанесены побои идите в полицию.
— Не ждите, что само пройдет или, что дети сами разберутся.
Увы, не пройдет и не разберутся, будет хуже, и даже если на какое-то время пройдет, потом все вернется на круги своя.
— Объяснять почему возникла травля.
Травля – это плохо и точка. Тут нет и не может быть никаких объяснений. Даже если ваш ребенок в чем-то виноват, это не повод для его травли.
— Различать травлю и непопулярность.
Никто не обязан нравится всем. Не могут быть все одинаково популярны. Суть травли — не в том, что кто-то кого-то не любит. Суть травли — насилие. Это групповое насилие, эмоциональное и/или физическое. И за то, что происходит в детском коллективе однозначно отвечает взрослый, которому доверена эта группа детей. Отвечает за безопасность каждого ребёнка, за их защищенность от насилия.
— Если травят не вашего ребёнка, не прибывайте в иллюзии, что лично у вас нет повода для беспокойства. Если зафиксированы эпизоды травли, козлом отпущения может стать каждый и неизвестно, когда и где полыхнет.
Для родителей в этой ситуации важно:
— поддерживать ребенка, быть с ним заодно и на его стороне.
— не оставлять его одного.
Как только ребенок оказывается в ситуации насилия, он особенно остро нуждается в поддержке взрослых, потому что сил справиться с этим самостоятельно обычно не хватает.
— Обсуждать с ним как правильно себя вести в данной ситуации.
У ребенка не должно сформироваться чувства вины, комплекса неудачника.
— Обратиться за консультацией к детскому психологу, получить информацию на сайте Травли.нет, позвонить на горячую линию телефона доверия 8-800-2000-122 или написать на сайт «Осинки-Апельсинки», квалифицированные психологи которого поддержат вас и дадут индивидуальные рекомендации.
Резникова Анна, психолог-консультант «Осинки-Апельсинки»